На этой страничке вы можете увидеть карты наших путешествий, почитать путевые заметки и конечно же оценить происходящее по фотографиям.

Адриатика на троих

Перейти на карту
Печать
Почтовая марка
GoogleMaps Control for ASP.NET by Subgurim. http://googlemaps.subgurim.net

Путевку в Хорватию мы купили за три дня до отлета в компании ЧипТрип. Больше туда ни ногой. Во-первых, зайти на сайт Нева-Тревел и выбрать тур мы в состоянии сами. Во-вторых, оплатить путевку и на следующий день узнать, что отель нам не подтверждают, неприятно. В результате долгожданная поездка в маленькое и уютное Монтенегро резко обернулась двенадцатидневным трипом в славный хорватский город Пулу.

В расположение мы должны были прибыть 19 июня, в субботу утром. В аэропорт Внуково выехали в 4 часа утра. На регистрации нам велели сдать коляску в багаж. Оказалось, не во все самолеты можно брать «трость». Мы летели на маленьком Боинге, и для младенцев в нем не было предусмотрено ни люлек, ни дополнительного пространства для коляски. Транспортное средство было упаковано в пленку за 250 рэ и взято на борт вне разрешенного багажного лимита. Весь полет Кузьма проспал на отцовских руках, только под конец проснулся и стал играть с экскаватором. Потеснив стадо российских курортников у паспортного контроля, семейство Бождаев первым вступило на хорватскую землю. Младенец – универсальный пропуск. Размножайтесь, товарищи!

Автобус с пергидрольной улыбчивой дамой-гидом, номер с видом на дерево с шишками, биде, жирный ужин по расписанию, учтивые пожилые соседи, здоровый сон. Что еще нужно столичным штучкам вроде нас? В первый день мы предоставили своим тушкам полную свободу: смотрели телевизор, спали и ели.

Краткая справочная информация: отель 3* Brioni, park view, HB (завтрак + ужин). На коврах, украшавших просторные холлы отеля, аббревиатура HB была выткана в виде герба. На пятый день до нас дошло, что она означает всего лишь Hotel Brioni, а вовсе не гастрономический распорядок дня.

На следующий день мы решили обмакнуться в воды Адриатического моря, плескавшегося тут же за гостиницей. Вовка надел плавки, подошел к лестнице, спускавшейся со скалистого берега прямо в воду, внимательно посмотрел вниз и решил отложить купание до лучших времен. На улице меж тем было прохладно, вскоре стал накрапывать дождь. Весь свой водный ассортимент атмосфера истощила лишь через три дня. Их мы использовали, чтобы разведать окрестности. В четырех с половиной километрах от отеля располагался сам город Пула. Вопреки автобусному сообщению мы отправились пешком, погрузив  чадо в коляску. Было воскресенье – город вымер, работали только продовольственные магазины и многочисленные булочные.

Курс местной валюты куны к рублю на момент нашего пребывания 1 : 5.5, в одной куне 100 лип. Кое-где к оплате принимают евро, но цены не продублированы. В магазине Mercator мы закупили для Кузьмы консервов и поехали дальше, по пути дегустируя придорожные сливы.

Город Пула с огромным римским Колизеем I века до н.э. оказался милым, но мелким населенным пунктом с одной пешеходной улицей и обширными скучно-спальными районами. На второй день он немного оживился – открылись торговые точки, но в них тоже не обнаружилось ничего примечательного. МакДональдс в центре, памятник почему-то Джойсу, несколько замурзанных развалин античных времен и крошечные порции капуччино (безобразие!)

Во вторник главным событием должно было стать посещение аквариума города Пулы. Близость к нам сего заведения вполне окупила глупость всей затеи. Цена билета – 60 куна. Понравилось: гигантская камбала, которая лежала на дне и маскировалась под песчаное дно, потом пара осьминогов и на закуску одинокая морская черепаха. Лет через –дцать администрация обещает запустить аквариум с акулами, так что Вы, может быть, застанете это чудо природы. Когда-нибудь… Судя по общему убожеству, полвека минимум придется еще подождать. Сам аквариум занимает здание старинного форта, весьма любопытного фортификационного сооружения. Для любителей старинных камней, к коим я себя причисляю, форт представляет куда больший интерес, чем собранная под его сводами коллекция морских обитателей. Обитателей же, по всей видимости, собирали с соседнего пляжа, который изобилует анемонами, крабами, морскими языками и прочими гадами. О рыбах даже сказать нечего – их мы регулярно наблюдали у себя на тарелках в течение всего хорватского отпуска. Словом, не аквариум, а магазин живой рыбы. Приятно было наблюдать только за детишками. С каким восторгом они прижимали носы к грязным разбитым стеклам и следили за неторопливым полетом сардин, бычков, шпрот и деликатесных дорадо! Воистину, нет ничего прекраснее, чем открывать этот мир заново. Каждый раз. Глазами ребенка. Замечать только красоту замысла Творца. И не видеть ни обшарпанных стен, ни перегоревших лампочек, ни засаленных табличек и наглядных пособий.

В тот день мы снова отправились в Пулу пешком, а на обратном пути подобрали на обочине дороги двух котят – серого и полосатого. Как нам повезло! – подумали котята. Это уже не смешно! – подумали мы (см. рассказ про ПХ-2010). Хорватия изобилует бездомными кошками, а вот собак нет вообще. Зверят мы пристроили на территории отеля под кустом, и они тут же обрели новых покровителей в лице каких-то детей. На следующий день мы увидели пушистиков под крыльцом отеля, с мисками, полными молока и прочего продовольствия. Дети разных калибров несли около котят вахту.

По вечерам мы приходили в ресторан и заказывали Мальвазию. Это именно то вино, которое в Хорватии стоит пробовать и привозить в качестве сувенира. Для любителей иностранных языков привожу (в качестве каламбура) мой диалог с официантом Ивановичем:

- Zwei Gläser Weißwein bitte! Trocken!

- Trocken???

- Ну, dry wine!

- Drei Gläser?

- Nein! Ёшшш…. Trocken Wein! Сухой! Dry! Понимайт?

Кое-как договорились…

После ужина нас ждало шоу, вернее, детская анимационная программа в холле гостиницы. Надо сказать, что развлекать разноязыкую детвору – дело нелегкое, но благодарное. Нехитрая пантомима с использованием минимального реквизита в виде накладных оголенных седалищ и пластиковых дубин вызвала шквал эмоций не только у детей, но и у их родителей. Мы были в шоке, малышня – в восторге. Мораль: шутка с банановой кожурой до сих пор остается самой интернациональной, самой межкультурной и самой востребованной шуткой на свете. Ура, товарищи! Увы, товарищи!

На следующий день в 11 утра мы стали счастливыми обладателями старенького Opel Astra за каких-то 350 куна в сутки. Еще за 2 евро в день нам любезно предоставили детское автокресло. Первой нашей вылазкой стал национальный парк Каменяк неподалеку от Пулы. Въезд на машине – 20 куна (+ мешок для мусора дают в нагрузку). Здесь мы впервые вошли в воды Адриатики. Кузьме море понравилось сразу. Он облизал все камни на пляже, позагорал, поел, а также успел поработать фото- и видеомоделью. Сам национальный парк представлял собой несколько крупных сопок, изрезанных сетью гравийных хорошего качества дорог со множеством указателей. Каждая из них вела к пляжу. Больше ничего примечательного там не было. Пару часов мы пылили на своем Опеле, глохли и снова заводились, ехали вверх и особенно вниз. Короче, жгли топливо, но так ничего любопытного и не высмотрели.

24 июня стало хай-лайтом нашего тунеядного курортничества (*high light – англ. «гвоздь программы»). Я, наконец, увидела то, за чем приехала в Хорватию – глухое средневековье во плоти. Насмотревшись телевизора, мы выехали около полудня и навострили лыжи на славный город Ровинь. Первым промежуточным пунктом стало мстечко Валле (Valle), где я сразу же согласилась остаться пожить некоторое время. Недельку, может, две! Поселение представляло собой самую настоящую крепость XVI века, о чем свидетельствовала мемориальная табличка у ворот. Мы вошли в арку и попали в пространство, которое я сразу окрестила «коммунальным замком». В Европе я видела несколько памятников культуры, в их числе были замки, дворцы, крепости, палаццо и даже летние резиденции. Но еще ни разу мне не приходилось видеть, чтобы в памятниках культуры жили люди. Обычные. Много. Очень много. Трудно сказать, кто жил здесь четыре века назад, но потомки этих людей, ремесленников или дворни местного князька, жили на той же ж/п, под теми же каменными сводами. Некоторые соседи, очевидно, съехали пару веков назад, в их квартирах росли деревья, а сквозь крышу проглядывало небо. Все мы знаем по фильмам, что в крепостях нет отдельных домов, а есть лишь один огромный каменный муравейник, с узкими и кривыми улицами, угрюмыми часовыми и строгими пастырями. Трудно сказать, кто живет здесь в XXI веке, как они ходят по этим улицам без фонарей и как волокут на вершину холма продукты из магазина, но здесь живут и это удивительно. Объявление о продаже недвижимости на одной из дверей заставило нас задуматься еще крепче – симпатичная, двухэтажная, но не слишком просторная квартирка предлагалась за 200 тысяч евро.

Ровинь покорил мое сердце. Тот же средневековый шарм сочетался здесь с буйством красок портового города и роскошью туристической Мекки. В центре на холме – такая же густонаселенная крепость, венчала ее площадь с большим собором, на куполе которого за мраморным штурвалом стоит Св.Ефимия. По набережной Кузьма ехал в коляске, но в старом городе пришлось пересадить его в рюкзачок – старинные мостовые пригодны разве что для горных велосипедов. Все это время сын держался молодцом и с интересом разглядывал прохожих и достопримечательности, болтая ножками то на спине, то на груди у папы.

Утром следующего дня мы вышли из гостиницы и с ужасом обнаружили, что аккумулятор нашего авто безнадежно разряжен. Да, да, да, я забыла выключить габариты. Пришлось звонить хозяевам и просить помощи. Через час вокруг нашего Опеля уже бегали четверо. Нас «прикурили», вежливо попросили тупых русских не забывать выключать фары, а еще лучше – не включать их вовсе, денег не взяли.

Что ж, в вожделенный Пореч мы выехали на пару часов позднее задуманного. Нам предстоял путь длиною в 57 километров. Забыв отключить в навигаторе опцию использования платных дорог, мы очень скоро очутились перед симпатичным КПП, уехать с которого не было никакой возможности. Тетя в окошечке оценила нас на 6 куна и выдала чек на посещение автомагистрали с разрешенной скоростью 130 км/ч, гладкой, пустой и прекрасной, как Рублево-Успенское шоссе в 4 утра. Не успев сориентироваться, мы тут же пропустили нужный поворот и через пару километров очутились перед… симпатичным КПП, где с нас вежливо содрали 9 куна. За выезд! Было стыдно, но я на всяких случай спросила у дяди, нельзя ли нам развернуться. Разворот предусмотрен не был. Мы обиделись и проложили новый маршрут, уже без платных дорог.

Следующим пунктом стало Лимское ущелье. Сразу по выходе из машины на нас набросился продавец сыра. Мы перепробовали все сорта – копченый овечий, козий пармезан с трюфелями, словом, я была готова расстаться со всеми деньгами тут же, если бы они у меня были. Хвала небесам, у нас не было ни копейки наличных! Понюхав впервые в жизни настоящие трюфели, мы отправились на пляж. Перед нами расстилался живописный фьорд, по которому курсировали речные трамвайчики, пароходики и прочие плавсредства с туристами. На пляже мы сполоснули Кузьму и съели пару бутербродов. Стоит отметить, что бутерброды и вареные яйца мы обычно воровали за завтраком, используя в качестве прикрытия Кузькину кашу, вернее, коробку из-под каши. Переформулирую классику, младенец – лучшее оружие вора!

В Пореч мы прибыли уже после обеда, поэтому времени на осмотр оставалось в обрез. Сняв в банкомате солидную сумму, мы стали искать место, где бы ее можно было оставить в обмен на материальные ценности. Не нашли. С несъедобными сувенирами в Хорватии вообще напряженно. Сплошной китайский ширпотреб. Замечательная хорватская керамика плохо поддается авиаперевозке, к тому же стоит недешево, да и пылесборников у нас в доме хватает. В историческом центре Поречи расположился древний монастырь с замечательными мозаиками. Туда мы не пошли по причине легкомысленности нашей одежды. Здесь с этим строго – никаких голых коленок или плеч. Оставалось исследовать пешеходную зону с ее многочисленными магазинчиками. Архитектура города явно выдавала историческую принадлежность к Венеции. В ней не было ничего топорного, пардон, хорватского. Стрельчатые окна, витые воздушные балкончики и обилие керамических украшений. Не помню, как называется, пусть будет кватроченто.

Следующий день был посвящен курорту Медулин, расположенному неподалеку от Пулы. По проверенным слухам, именно здесь располагается крупнейший в Европе нудистский пляж. Попасть туда нам так и не посчастливилось, поскольку обнажаться мы готовы не были, а просто подсматривать сочли ниже своего достоинства. На пути в Медулин заехали в один из местных гипермаркетов сети Kaufland, где надеялись закупить сыра, вина, меда и прочих прелестей жизни. Помимо магазинов ларечного типа в Хорватии действует несколько сетей. Основная называется Пулянка (Puljanka), эти магазины есть везде. Гипермаркеты сетей Mercator, Lidl, Kaufland и др., как правило, располагаются кучкой на окраине крупных городов.

Город Медулин не произвел на нас абсолютно никакого впечатления. Он был даже противный. Почему? У него просто не было своего лица, обычная туристическая дыра с развалами китайского тряпья «от армяне», разноцветными гроздями пластиковых лаптей Crocs и горами «итальянского» мороженого, которое в нас уже не лезло. Вообще есть не хотелось, таким образом, мы резко выделялись из общей массы вечно жующих туристов. Вкратце – жарко, уныло и убого. На вертелах медленно кружились увесистые поросята, усиливая впечатление круглосуточного коллективного вымера (по-иностранному – сиесты).

Под крылом нашего отеля расположился крошечный салон красоты. Я клюнула на рекламу и отправилась приводить себя в порядок. Скупой платит дважды. В мозгу сразу выстроился ассоциативный ряд: эконом-парикмахерская «Кудряшка» в Москве, горе-цирюльня в центре новозеландского Данидина и салон N в хорватской Пуле. В порядке убывания стоимости обслуживания, так сказать… Дальше читают девочки, мальчики продолжают со второй цифры. Маникюр был сделан отвратительно, просто халтурно. Милая растрепанная девушка несколько раз наносила и стирала лак со словами «shit happens». Решив, что носить деньги туда-обратно слишком энергозатратно, я бросила на стол мои 200 куна и гордо произнесла: «На все, пожалуйста!» Мне сделали пилинг. Лица. Итого за 1100 руб имеем сомнительный маникюр и розовый песок в волосах.

А на следующий день мы поехали в Kaufland. Сдавать просроченный сыр. Деньги вернули без вопросов, а мы лишний раз убедились, что за границей бдительность терять не стоит. Прокутив вновь обретенные капиталы, мы отправились в город Labin, который в Lonely Planet фигурировал как неоспоримая достопримечательность. Было воскресенье, следовательно, жители всех встречных городов заперлись в своих домах и хранили гордое молчание. Удручающая картина. Главная площадь древнего города звенела и плавилась от жары. Камни, помнившие копыта древнеримских скакунов, прислушивались к нестройному перезвяку вилок в кафе. Знойная Хорватия не оставляла выбора – либо музыка, застывшая в камне, либо паста/пиво/пицца. Мы сели на каменную скамейку в тени эвкалипта/секвойи/сакуры и стали трескать припасенные мандарины. Большинство приезжих осело в двух питейных заведениях в противоположных концах площади и перекидывалось любопытными взглядами из-под зонтиков. В третьем конце расположился блошиный рынок. Изрядно выпившие торговцы предлагали старье на любой вкус – от фотоаппаратов «Зоркий» и старых бус до артефактов нумизматики, филателистки и фалеристики. Мы приценились к пастушьим кожаным башмакам Вовкиного размера, но они оказались слишком жесткими. Надо же хоть что-нибудь купить в этой дыре! Купили солнечные очки и бусы с рыбками. Аминь!

Утром 28 июня мы встали пораньше, чтобы до 11 утра успеть съездить в Пулу и купить дефицит. В 11 нам предстояло расстаться с машиной. В гавани стоял сухогруз-великан прелестного канареечно-желтого цвета Grand Kamerun. Впервые в жизни мы видели такую громадину, аж дух захватывало. Припарковавшись в самом центре за 4 куна в час, мы отправились в Коллизей. Вход – 60 куна с человека. Внизу под ареной располагался музей античных каменюк и бутылок из-под масла. Очень познавательно. На самой арене происходил то ли монтаж, то ли демонтаж огромной сцены, а мы составляли икебаны из младенца мужского пола и доисторических булыжников. Время поджимало, пришлось срочно ретироваться в сторону базара. Рынок бурлил. Толпы народа продавали и покупали овощи и фрукты. Словом, город ожил. Приятно было смотреть. Мы приобрели банку меда весом 4,5 кг за 140 куна и побежали к машине. На парковке перед отелем нас встретил менеджер и оприходовал нашу колымагу.

В честь близящегося окончания отпуска мы решили сходить пообедать в ресторан. Поблизости от гостиницы их было целых два. Мы выбрали наиболее шикарный. Мягкие диваны, искусственный ручей, стеклянные мостки, пальмы в кадках, татами, циновки, подушки и эбеновое дерево на десерт. Вошли, сели, выпили чаю, встали, вышли. В шикарном ресторане к оплате не принимали кредитки, а нам, миллионерам, наличными расплачиваться просто неприлично. Пришлось понизить планку, и мы спустись к морю, здесь ресторан был попроще, зато меню на русском и полная свобода инвестиционных форм. Вовка взял пиццу, я – дорадо на гриле, Кузьма был спущен на пол и наделен увесистой сосновой шишкой.

29 июня мы отправились в Пулу на автобусе, на посошок. Нужно было прикупить сувениров и сфотографировать оставшиеся неохваченными достопримечательности. Первым завоеванием стала пара красных кроссовок за 75 куна. Пошатались на солнцепеке, выпили по чашечке кофе и пешком пошли домой. Вернее, на пляж. Усадив малыша в теплую лужицу между камнями на пляже, сняли рекламный ролик на тему «Любимый внук купается в море». На следующий день рано утром мы покинули гостеприимную Хорватию.

Резюме: Если бы не маленький ребенок, мы вряд ли бы решились на отдых «пляжного» типа. Спасибо Кузьме, который мужественно проспал два перелета, пусть и коротких, но первых в его жизни. Мы успели посмотреть кусочек красивой и вкусной страны. Адриатическое море – чистое, лазурное, с бесчисленными стайками парусников – понравилось, но купались мало, ибо сухопутные крысы по определению. Главное, что Кузьма загорел и доволен. А это главное!

Фотографии к тексту
Спиди-гонщик Умывальник для самых маленьких Карась Это не Пауль Место, где вы можете оставить свою жвачку перед посещением аквариума... Какая пакость! Я и К. Мамасын Поползень Кто плитку клал? Полосатая улыбайка Под средневековыми сводами Хорватская рюмочная Белеет что-то там одинокий... Папа, пляши, не расслабляйся! Маяк и паруса "КОТ не работает" Барахло МарьИванна съехала. Давненько... Шура в Valle Мостовая. Из могильных плит? Камни на камнях Наскальная живопись Рукоделие Клумбокот Отец Владимир Полет Ровинь Яйцекрад Лимский фьорд Пореч Коктейль Бухта Барахта Я на папочке висю! Адриатика И на мамочке висю! Сто лет одиночества Укус хорватской кузьмы Это амфоры! А вы что подумали? Склад Патриций Ave Caesar morituri  te salutant! Quod licet Jovi, nоn licet bovi Коллизей На море! Azzurro! Теплая адриатическая лужица Олимпиада не за горами! Голь, на выдумки!!! Здесь пил Джойс! Сижу, Курю.
Папасын Головастик в лягушатнике Курортник Дома кто есть? Ням-ням, камушки Улочки не московские На экскурсии Коммуналка Мотор! Камера! Фонтан на набережной Ровиня Торговцы ракушками Ровинь Арт Автопортрет Романтика для урбанистов СимпАнтичная женщина! Сальто мортале